Биография

Дарья Усова — официальный художник Княжества Монако. Работы Дарьи представлены на  международном уровне в музеях, фондах и галереях Европы, США и Азии.

Работы Дарьи Усовой фильтруют важные вопросы современности через призму массовой культуры, формируют диалог традиции искусства ХХ века с социальной и гендерной актуальной повесткой. В ее искусстве есть множество межкультурных отсылок и аллюзий, которые она предлагает разгадать своему зрителю самостоятельно .

В своей последней серии она исследует тему трансформации и метаморфоз, отношений между людьми, органической жизнью и технологиями.

Дарья родилась в 1986 году в Калининграде (бывшем Кёнигсберге, родине немецкого философа Иммануила Канта), Дарья — истинный гражданин мира, который верит, что диалог между культурами может проложить путь к лучшему миру. Она воспитывалась в семье с художественными наклонностями, поэтому с раннего детства увлеклась искусством. Она начала изучать академический рисунок, классическую живопись, композицию и историю искусств в местной художественной школе. В 2008 году окончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического университета. Позже она получила вторую специальность  «Экспертиза и Атрибуция предметов антиквариата» в РГГУ, а затем училась в Школе современного искусства в Москве. После этого работала ассистентом у художника Андрея Бартенева.

Практика Дарьи заключается в объединении традиционной эстетики с современным пониманием. Получив образование академического художника, она имеет смелость и умение экспериментировать с традиционными и современными подходами к репрезентации. В своей работе она опирается на принципы поп-арта и утверждает, что ее вдохновляли Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист и Клас Ольденбург. Джефф Кунс — еще один ее фаворит. Его слова о том, что «произведение искусства ...заключается не в изображении; а кроется в самом зрителе. Вот где происходит искусство» перекликаются с художественными принципами Дарьи.

Усова практикует свою собственную запатентованную технику коллажа Pieces Art, которую она изобрела в 2003 году, еще будучи студенткой художественного факультета (патент на изобретение № 2344053). Она перерабатывает устаревшие, использованные и выброшенные глянцевые журналы и превращает их в собственные ироничные художественные комментарии о современной ситуации. Со студенческих лет она  сотрудничала в качестве иллюстратора с крупными глянцевыми журналами, такими как GQ, Men’s Health, , Наrреr’s Ваzааr, L’Officiel и Vogue. В итоге, ее кропотливые коллажи, напоминающие искусно написанные красками изображения, возвращаются туда, откуда пришли — к тем же самым глянцевым журналам, из которых они были сделаны. Цикл проходит полный круг. На протяжении всей своей карьеры она также сотрудничала с крупными люксовыми брендами, такими как MAZDA, Martini, Paul Smith, Chantal Thomas, Dolce & Gabbana.

В 2006 году, когда ей было всего 20 лет,  ее работы попали в фонд Музея Гуггенхайм в Нью-Йорке. Долгое время Усова жила в Швейцарии. В 2012 году она организовала персональную выставку «Новая сенсация — коллажи» в Женеве и представила свою серию «Древний Египет» в галерее Nest. Выставку посетил Его Королевское Высочество король Египта Фуад II, сын короля Фарука I. Он приобрел два экспоната выставки, Нефертити и Тутанхамона, для своей частной коллекции в Швейцарии. Работа Дарьи также была включена в «каталог талантов», составленный Лучано Бенеттоном под эгидой Fondazione Benetton Studi Ricerche (созданного по желанию семьи Бенеттон для поддержки и повышения осведомленности о богатстве ландшафтного, культурного и художественного наследия). Fondazione Benetton также владеет коллажем Дарьи.

Несмотря на то, что она процветала в Швейцарии, Усова почувствовала творческий вызов судьбы, поэтому переехала в Монако и влюбилась в это княжество. В итоге, она обнаружила, что его цвета, контрасты и естественная красота вдохновляли и стимулировали ее собственное искусство. Результатом ее приезда в Монако стала целая серия пейзажей Монте-Карло с такими яркими моментами, как «Вертолеты-стрекозы» и «Крыши казино», напоминающие логотипы Louis Vuitton и вид на пляж Монте-Карло. В период с 2015 по 2016 год она завершила серию коллажных портретов членов королевской семьи Дома Гримальди: принцессы Грейс, принца Ренье, принцессы Каролины, принцессы Стефании и, конечно же, двойной портрет принцессы Шарлин и принца Альбера II. Как только работа была завершена, Дарья имела честь лично подарить двойной портрет Его Светлости Альберту II, князю Монако, который посетил ее персональную выставку в Гримальди форуме-2017.

Принц был так впечатлен этим коллажным портретом, что заказал Дарье портрет своих детей!

Работая в традиционных академических жанрах, таких как портрет, Дарья стремилась сделать его более привлекательным для современных ценителей. Ее первым коллажным портретом был Джон Леннон: на нем был порванный флаг США, фрагменты обложек различных альбомов «Битлз» и изображения японских девушек. Первоначально художник опиралась на метод реконструкции живописи, характерный для американского художника Джеймса Розенквиста — знаковой фигуры американского поп-арта, известного своими монументальными картинами-коллажами, в которых сопоставлялись фрагментарные изображения, заимствованные из рекламы и СМИ. Так Усова тоже начала добавлять элементы, выделяя самые важные моменты в жизни своих Героев: прошлое, настоящее и то, что ожидается в будущем. Такой подход помогает ей уловить самые важные аспекты характера человека. В какой-то степени ее заказные портреты — это ее экспериментальная лаборатория. Она уже создала портреты-коллажи для британского певца Брайана Ферри, французского дизайнера Шанталь Томас, инфлюенсера Крис Дженнер (матери семьи Кардашян).

«Я делаю все возможное, чтобы уловить и раскрыть суть ​​каждого конкретного человека», — утверждает художник. «Коллажи Портреты, объединяющие самые сокровенные желания, мечты и планы моих клиентов, — я называю  «мотивационными коллажами». Таким образом мои работы помогают в достижении целей, благодаря им сбываются самые дерзкие мечты.

Можно сравнить такой метод изображения с самогипнозом, ментальной картой или мотивационным образом, действующим как постоянное положительное психологическое подкрепление».

Вдохновленная искусством Гогена, Дарья изучала местные художественные практики, путешествуя по  Гавайям (2010 г.) и Таити (2013 г.). Так она «открыла для себя едва различимые цветовые оттенки», что привело к ее серии сюрреалистичных пейзажей Serenity, созданой уже на Лазурном Берегу. Дарья продолжила изучение местных культур, посетив Аляску в 2016 году.

Actual Art (2020) — последний проект Дарьи, который выясняет, что делает человека — человеком разумным. Она исследует мир высоких технологий и обсуждает такие вопросы, как растущие угрозы, связанные с развитием Искусственного Интеллекта, замена реального жизненного опыта виртуальной реальностью, изменение климата, утрата биоразнообразия и критическое количество пластиковых отходов в водах мирового океана.

Работы Дарьи Усовой принадлежат крупным коллекционерам и королевским особам, их можно найти в музейных и частных коллекциях, таких как:

Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк); Fondazione Benetton Studi Ricerche (Италия), BSL Hotel Metropole Monaco, Credit Mobilier de Monaco, Société Générale Private Banking, Barclays Private; коллекция принца Египта Фуада; художественная коллекция Фонда князя Альбера II в Монако, коллекция премьер-министра Сержа Телля, коллекция Симона де Пюри, галерея RuArts (Москва), Stella Art Foundation (Москва), Фонд культуры «Екатерина» (Москва), Московский Музей современного искусства, Центр современного искусства «Винзавод» (Москва), Художественная галерея Боккара (Нью-Йорк), Галерея Art & Emotion (Лозанна), Художественная галерея Самхарт (Гштаад), A.P.T. Галерея (Гонконг) и многие другие частные коллекции по всему миру.

Среди избранных выставок:

«Art Monte-Carlo», Монако (2019); «Seoul Art Plastic» представленная Boccara Art Gallery, Сеул (2019); «Разум Поиск» в Фонде Культуры «Екатерина», Москва (2019). Художник так же участвовала в множестве коллективных выставок, таких как «ARTCURIAL» for AMREF Flying Doctors, Yacht Club, Монако (2018); «SamhАrt Gallery», Гштаад, Швейцария (2018); «NY City», Art & Emotion, Лазанна, Швейцария (2017); «Under One Sky», Lincang - Hohhot - Urumqi - Xian - Пекин, Китай (2016); «Faberge», Continental Art Gallery, Сан Жан Кап Ферра, Франция (2015); «Art of Desire», A’trego, Кап Дай, Франция (2014); «Imago Mundi: The Art of Humanity – Дакар» (2014; the 11th edition of the Biennale of Contemporary African Art in Dakar).